12 января отмечают День горячего чая. Вспоминаем традиции чаепития на Русском Севере
В Карелии предпочитали морсы и квасы, а вот чай пили только по праздникам. Карельское чаепитие было неспешным, за разговорами могли выпить до шести чашек чая. Говорили: чай «фурандать» – то есть пить чай в большом количестве и с удовольствием.
Чай в Карелии также было принято «форскать» — то есть пить, прихлебывая, из блюдца. До наших дней дошла поговорка: «Пака чай фурындали, пароход за реку усвистал!».
«Настоящий чай» был доступен не всем, поэтому в Карелии использовали сушеные цветы зверобоя, листья малины, брусники, березовый нарост. Часто в чай добавляли топленое молоко. А в молоко, которое ставили «париться» в печь, клали бублик, чтобы оно стало гуще.
Чаем поили гостей, заваривали по праздникам, а самовар считался признаком зажиточности хозяйства. Со временем в Карелии самовар получил место на женской половине стола, возле хозяйки.
В конце XIX в. хорошие самовары нередко давали дочерям в приданое, которое считалось неотъемлемой собственностью женщины.
У поморов ритуал чаепития складывался на рубеже XIX–XX вв., когда из Норвегии, Архангельска и Мезени начали завозить чай, кофе, самовары, чайную посуду и разные сладости.
Самовары также считались признаком богатства и достатка семьи. В дома, где имелись самовары, по воскресеньям ходили пить чай. При этом чаепитие начиналось спустя два часа после приема пищи. Не спешили, выпивали несколько чашек чая. Пили чай с сахаром или леденцами монпасье, которые привозили из Норвегии в больших жестяных коробках. «Пустой» чай не пили, говорили: «Чего сдуем (в значении без ничего) чай пьешь? возьми конфетку». При этом во время чаепития хозяйка всегда садилась у самовара.
Литература
Осипова К. В. Чай в языке и культуре Русского Севера
Тароева Р. Ф. Материальная культура карел. – Москва-Ленинград, Наука, 1965.
Литвин Ю. Печь, кадка самовар: символы статуса хозяйки в карельской традиционной культуре.