Приданое жены являлось ее личным имуществом
Приданое как особый вид собственности сыграло огромную роль в становлении принципа равенства супругов и укреплении имущественной независимости женщины, находящейся в браке.
Имущество — дом, промысловый инвентарь, скот, лодки, земля, деньги и т. п. считалось собственностью и достоянием всей семьи. На трех берегах — Онежском, Карельском (в северо-западной части) и Кандалакшкском — исключение составляло приданое снохи, которое являлось ее собственностью до смерти, и при выходе из семьи она могла потребовать его назад.
«Нагнеть сундук»
Приданое начинала копить мать с рождения дочери. Называлось это «нагнеть сундук»: откладывались отрезы на кофты и сарафаны, платки, полотенца.
С 12-15 лет девочки шли в казачихи — подсобные работницы — на различные существовавшие в Поморье и сельскохозяйственные и бытовые работы: сенокос, огородничество, сбор ягод, грибов, моходранье, и вообще делали все, что говорили хозяева. Оплату могли получать деньгами или продуктами. Если денежную часть заработка казачиха частично или полностью отдавала родителям, то натуральное вознаграждение предназначалось только ей и составляло существенный вклад в приданое.
Такое хождение в казачихи называлось «собирать на обряд». В качестве одежды и обуви она получала отрезы на сарафан, на «рукава», платки, полотенца, валенки, иногда — нитки, мыло, а из съестного ей пекли ржаную мякушку, давали рыбу, чай, сахар.
Хозяйственная самостоятельность женщин была закреплена нормами обычного права, по которым приданое жены являлось ее личным имуществом и, например, не подлежало продаже при недоимках домохозяйства.
Приданое — это один из первых юридических механизмов защиты имущественных и личных неимущественных интересов женщины, находящейся под властью мужа, способствующий достижению принципа равенства супругов.
Литература
Чуракова, О. В. Символические репрезентации женского в традиционных культурах Европейского Севера. Проблема сохранения этногендерной идентичности северянок / О. В. Чуракова // Международный журнал исследований культуры. – 2010.
Народный идеал северной женщины (на примере этнопедагогических идей Архангельского Севера и Швеции в XIX – начале XX века) / Т. С. Буторина, А. С. Михашина, С. В. Заозерская, В. Н. Новикова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – № 2.
Грошев, С. Н. Приданое: историко-правовой анализ / С. Н. Грошев // Вестник Московского университета МВД России. – 2021. – № 3.