На второй день от праздника Рождества Христова праздновали день повивальных бабок и рожениц. В народном сознании этот день был связан с образом Богоматери-роженицы. В православной церкви в этот день совершались службы иконам Богоматери «Помощь в родах» и «Блаженное чрево».
Архангельский Север
Большая роль в обрядах, связанных с приготовлениям к родам и совершаемых в сам период родов, отводилась повивальной бабке. На Архангельском Севере ее называли “бабка”, “бабушка”, “повитуха”. Все действия повитухи объединялись одним термином – “бабить”.
Повивальной бабкой, как правило, была женщина нерепродуктивного возраста, которая обладала определенными магико-ритуальными знаниями. Повитуха не только принимала роды, но и оказывала разнообразную помощь по уходу за матерью и ребенком.
Рожать будешь, говоришь: «Подьте к бабке-то! Зовите перебабить!”
После крещения обязательно следовало застолье в доме родителей, на котором необходимое и главное блюдо составляла пшенная каша. При подаче на стол каши, бабка подносит находящимся в доме по рюмке водки, за что получает от всех деньги (от 1 до 10 копеек); обычай этот
называется «класть в кашу».
Косвенное указание на присутствие каши во время крестинного обеда есть в источниках по Пинежскому уезду:
«После крестин у родителей бывает крестинный стол. К столу на угощение приглашаются родственники. Когда крестный и крестная дают деньги, как бы початкою, под названием: роженице в кашу и бабке на зубок».
Поэтому и праздник повитух и рожениц назывался «Бабьи каши».
Литература:
Валентина Пономарева, «Бабьи каши: что это за праздник?»
Чухина А. А. Пища в родильно-крестильном обряде Архангельского Севера в конце XIX – начале XX веков // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2012. №1.
Фотография сделана в Российском этнографическом музее.