Главная Семья Женщина в поморской семье и обществе

Женщина в поморской семье и обществе

Патриархальные устои и образ сильной женщины

Семья у поморов в целом носила патриархальный характер, система табуирования, запретов и предписаний была особа строга по отношению к женщинам. При этом патриархальный порядок сочетался с традиционным образом «истиной женской культуры» и образом сильной женщины. Поморская женщина сохраняла гендерные маркировки в стереотипах бытового поведения и в визуальных презентациях внешнего вида.

Женщина находилась в зависимом положении от мужа или отца, чьей воле должна беспрекословно подчиняться. Но при этом в крестьянских семьях сохранялась роль «большухи»: женщина-хозяйка пользовалась авторитетом у остальных членов семьи.

Женщина-поморка и тяжелый труд

Согласно исследованиям Т.С. Буториной, С.Ю. Мосягиной, С.С. Щекиной, в ряде регионов, в т. ч. в Поморье, «женщины и девушки в решении хозяйственных и бытовых дел были самостоятельнее, чем в других районах дореволюционной России». Женщина «была не просто хранительницей домашнего очага, быта, а воспринималась олицетворением всех нравственных достоинств».

Мужская половина семьи имела преимущество при решении всех основных вопросов, связанных с хозяйственной деятельностью и многими бытовыми сторонами жизни; например, распределение работ, выбор места промысла, брак детей и т. д. Но когда мужское население находилось на промыслах, сельский труд целиком ложился на женщин, стариков и подростков.  

 «Женщина-поморка несет не менее тяжелый труд, например, вся обработка земли, лежит на ней и на стариках, которые уже не способны ходить на Мурман. Женщина работает не менее мужчины вне дома, но на ней должен лежать и домашний обиход, если нет «бабки», — писал в 1911 г. путешественник С. Зобков

Известно, что на Поморском берегу, откуда на мурманский промысел уходило почти поголовно все мужское население, и на Зимнем берегу во время зверобойного лова женщины, оставшиеся в общине на берегу, нередко выполняли функции административного порядка — сельских старост, десятских и т. д., надевая «служебные знаки».

Насильственные браки или браки по договоренности?

Несмотря на относительную свободу общения и поведения молодежи в Поморье в конце X IX —начале X X в., многочисленные добрачные связи и договоры молодых людей о женитьбе, институт насильственного брака все же существовал здесь повсеместно: сохранились воспоминания о том, что, бывало, отец сажал дочь на санки и возил по селу, предлагая в жены.

При этом, положение невесток (особенно младших) в большой семье было самым тяжелым. Большим несчастьем для девушки было выйти замуж в семью, в которой старшая имела репутацию «злодейки». Жизнь невестки, каждый ее день целиком был подчинен матери мужа.

«У нас ведь как замуж вышла — так рта не раскрой и за порог ни ногой. С порога смотришь на родителей, как они смотрят и что скажут. Строжили»

Обычно невестка не имела права обратиться к матери за помощью, только на Поморском берегу могла после ухода мужа на Мурман временно жить у матери, а свекрови приходила помогать по хозяйству.

Таким образом, следует отметить, что женщины в Поморье являлись правомочными членами общества, обладали высоким уровнем независимости и самостоятельности. Данный факт подтверждается тем, что они имели возможность управлять хозяйством как главы семьи в отсутствии мужа; обладали широкой компетенцией в производственной и торговой сферах, справляясь как с женскими, так и с мужскими обязанностями.

Трудолюбие, нравственные качества и относительная экономическая независимость северянок формировали особое уважительное отношение к женщине в обществе.

Одновременно при этом жительниц северных территорий объединяло бесправие. Женщина была лишена права получать, как любой мужчина, на свою «душу» рыболовный и сенокосный наделы, участвовать на общественных сходках и решать любые вопросы в жизни села.

Ее могли насильно выдать замуж и отвезти далеко от дома, при этом она могла и не знать, что она «просватана». В новой семье ей приходилось заслуживать уважение и отчитываться свекрови во всех действиях — куда идет, что будет делать; жаловаться родной матери считалось позором — сор из избы не выносили.

Литература

Энгельгардт А. Русский Север. СПб., 1897, с. 210.

Чухина А. А. Традиционное брачное поведение русских Архангельского Севера в конце XIX – начале XX века // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2013. №6.

Чуракова, О. В. Символические репрезентации женского в традиционных культурах Европейского Севера. Проблема сохранения этногендерной идентичности северянок / О. В. Чуракова // Международный журнал исследований культуры. – 2010.

Народный идеал северной женщины(на примере этнопедагогических идей Архангельского Севера и Швеции в XIX – начале XX века) / Т. С. Буторина, А. С. Михашина, С. В. Заозерская, В. Н. Новикова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2015.

Бернштам Г. А. Русская народная культура Поморья в ХIХ – начале ХХ века Ленинград, Наука, 1983.

Использована фотография региональная общественная организация «Поморы Терского района Мурманской области»