Кто такая большуха и почему у карельской девушки в приданом не было кадки. В рамках проекта «Женские вещи» продолжаем рассказывать о быте карельских женщин.
Кто такая большуха
Все работы по хозяйству распределял хозяин дома, как правило, он делал это с вечера. Жену хозяина называли большухой – старшая в доме, старшуха. Обычно это была мать или свекровь для остальных женщин. Большуха – не всегда жена хозяина. Ей могла стать и младшая невестка, которая пришла из зажиточной семьи.
Большуха указывала, что нужно сделать по дому только невесткам или незамужним девушкам. При этом сам процесс получения задания на день был своеобразным ритуалом: надо было поклониться свекрови и попросить работу. С помощью этого действия невестка входила в дом и узнавала о традициях этой семьи.
Если в семье мужчина отправлялся на заработки или занимался отхожими промыслами, то функцию главы семьи брала на себя именно большуха. Она же могла представлять семью на сельском сходе.
Печка и кадка: атрибуты большухи
Если семья была большая, то большуха пекла хлеб, занималась приготовлением пищи. Младшие невестки следили за скотом, стирали белье, мыли полы. Незамужних девушек работой старались не нагружать: они готовили приданое.
В небольшой семье домашние работы распределялись между мужчиной и женщиной. При этом женщина не должна была делать мужскую работу, а мужчина – женскую. Нарушить эти правила могли лишь холостяки или вдовцы.
Одна из главных обязанностей большухи – выпекание хлеба на всю семью. Поэтому печь и кадка считались главными атрибутами большухи.
К печи у женщин было отношение особенное: первый раз, войдя в дом, молодая жена бросала монетку на печь. А вот «власть» на печью она могла получить только от свекрови и после рождения детей. В приданое невесты входила кухонная утварь: горшок, чугунок, котел, ведро, ушат, подойник, скалка, валек, прялка. Кадка для теста переходила к женщине после того, как свекровь уже не могла выполнять свою работу.
Литература
Толковый словарь Ефремовой, 2000.
Литвин Ю. Печь, кадка, самовар: символы статуса хозяйки в карельской традиционной культуре. Петрозавосдк, 2020.
Тароева Р. Ф. Материальная культура карел. – М., 1965.