Главная Быт Крестьянские дома Мурино: история и быт старинной деревни

Крестьянские дома Мурино: история и быт старинной деревни

«Женщины Русского Севера» продолжают собирать информацию о крестьянском быте в рамках проекта, который реализуется с использованием средств гранта Губернатора Ленинградской области.

Муринское крестьянство имеет богатую историю, уходящую корнями в далёкое прошлое. Первые упоминания о поселении относятся к XVI веку, когда эти земли были населены финно-угорскими племенами. Позже здесь обосновались русские крестьяне, в том числе переселенцы из разных уездов России.

По легенде, название «Мурино» произошло от древнего старообрядческого рода Муриных. По другой версии «Мурино» – это русифицированное шведское название.

Архитектурное наследие

Одним из старейшим сохранившимся памятником крестьянской архитектуры Мурино является деревянный дом крестьянина Шагина. Этот уникальный объект был построен ещё в эпоху крепостного права зажиточным муринским крестьянином. Сегодня дом представляет собой редкий образец крестьянской архитектуры XIX века.

Как строили крестьянские дома? Сруб из бревен, двухскатная крыша, маленькие окна для сохранения тепла и хозяйственные помещения. Такие постройки характерны для Русского Севера. Дом Шагина – не исключение.

Для строительства крестьянских домов использовали сосну, ель или лиственницу. Эти деревья имели длинные стволы и отлично держали тепло. При этом дерево, если оно было необычной формы или старое, старались не использовать.

Дачный промысел

Крестьяне занимались земледелием, а также различными промыслами, такими как извоз, заготовка веников и мётел для бань. С развитием дачной культуры в XIX веке жизнь муринских крестьян существенно изменилась. Близость к Санкт-Петербургу и хорошая транспортная доступность сделали Мурино популярным местом летнего отдыха. Многие крестьяне начали сдавать свои дома в аренду дачникам, что приносило существенный доход.

Крестьяне не только сдавали жилье. Но и сбывали дачникам продукты – молоко, яйца, овощи, грибы, а также оказывали разнообразные услуги: перевозка, доставка воды и дров, стирка белья.

Интересный факт: в 1842 году дом Николая Шагина арендовал педагогический институт, что свидетельствует о высоком спросе на муринские дачи среди петербургской интеллигенции.

«Для студентов и воспитанников института слабых здоровьем необходимо нанять на лето дом, преимущественно в д. Мурине, где в прошлом лете воспитанники совершенно поправились… Предписание г. Министра Народного Просвещения Директору Главного Педагогического Института. Марта 20 дня 1842 г.»

Николай Некрасов в своем очерке «Петербургские дачи и окрестности» писал:

«Петербургские дачи самым простым и естественным образом делятся на два разряда — на дорогие и недорогие. К первым принадлежат все дачи, расположенные в ближайших к Петербургу окрестностях; ко второму — дачные поселения, удаленные от Петербурга на десять, на двенадцать и более верст, — как, например, Парголово, Заманиловка, Мурино и те из ближайших к Петербургу, которые расположены на слишком низких и сырых местах и вообще бедны удобствами…  

… в Мурине вы бросаетесь прямо с берега в чистую и свежую воду, широко раскидывающуюся перед глазами, и можете даже, если вы имеете вкус, подобный вкусу Ивана Никифоровича, приказать поставить перед собою стол с самоваром и наслаждаться в такой прохладе употреблением чая. Никто не придет возмутить нескромным взором вашего наслаждения, никто не спросит вас, по какому праву вы купаетесь, и мысль о расплате ни на минуту не зайдет вам в голову…

Сверх того, в Мурине, например, жители пользуются бесплатным правом сбирать грибы, удить рыбу и ловить раков — занятиями, говорят, крайне душеусладительными; в Мурине предаются им очень многие из степенных и достопочтенных жителей, и предаются ревностно и усердно; нам достоверно известно, что один из них, отправившись, по обыкновению, поутру, еще до чая, ловить раков (раки в Мурине очень глупы: стоит только наткнуть на палочку покрепче кусок говядины и опустить его в воду, рак, услышав запах говядины, тотчас подплывет к приманке, и как скоро ухватится за нее клешней, следует понемногу вытаскивать палочку из воды и принять рака в сачок)…»

А вот как описывали в журнале «Русская старина» муринскую деревенскую жизнь середины XIX века.⠀

 «Местность в Мурине была здоровая, красивая, лесистая. Жизнь отличалась необыкновенной простотой, тишиной и дешевизной. Жить в Мурине было привольно…»

Люди одевались просто — ситцевые блузы, никаких шляп. По воскресеньям — обязательно в церковь. У каждой семьи было своё место. Крестьянские дома строились с умом: под одной крышей размещались и жильё, и хозяйственные постройки. Некоторые из них были настолько просторны, что летом в них жили по четыре семьи дачников.

Бытовые особенности

Крестьянское хозяйство Мурино было тесно связано с местными природными условиями. Крестьянские дома традиционно имели следующие особенности:

  • Деревянная конструкция
  • Печное отопление. При этом «по предписанию губернатора Санкт-Петербургского имущества от 11 апреля 1842 года при постройке помещичьих селениях домов или изб печи должны были быть с кирпичными трубами, выведенными сверх крыш на 1 аршин».
  • Наличие хозяйственных построек
  • Огород при доме
  • Традиционное убранство

Было в крестьянских домах и особое женское место. Так, пространство между устьем печи и стеной называли «бабий кут» или «бабий угол». Здесь хозяйки готовили, занимались домашними обязанностями, отдыхали после работы. В бабьем углу хранили ручные жернова, посуду, а отделялось это место занавеской или дощатой перегородкой. Мужчины старались не заходить в этот угол, а появление здесь постороннего мужчины было недопустимым и расценивалось как оскорбление.

Социально-экономическое развитие

Особую роль в жизни муринских крестьян сыграло освобождение от крепостной зависимости, которое произошло в 1843 году благодаря Михаилу Воронцову.

2 апреля 1842 г. был подписан правительственный указ об «обязанных» крестьянах. По этому указу помещикам разрешалось переводить своих крестьян на положение обязанных, они получали свободу и участок земли, но за это должны были отбывать некоторые повинности в пользу помещика и платить оброк. Оброк крестьянина Мурина составлял тогда 7 руб. 95 коп.

Михаил Воронцов воспользовался этим указом и 1843 году перевел своих крепостных крестьян Мурино в «обязанные». Это событие значительно улучшило социально-экономическое положение местного населения и дало толчок развитию частной инициативы.

Проект реализуется с использованием средств гранта Губернатора Ленинградской области

#ЖенщиныРусскогоСевера #Ленинградскаяобласть #ГрантГубернатораЛО #СолнцеВСердце #Команда47 #Интерактивныймузей #Домкрестьянского быта

Список литературы

Библиографическое описание книги «Мурино. Хроника трех столетий»: Серебрякова, Н. Мурино. Хроника трех столетий / Н. Серебрякова ; [худож. ред. Ю. Семенова]. — Санкт-Петербург : Береста, 2024.

Некрасов. Полное собрание сочинений и писем в пятнадцати томах: Том двенадцатый. Книга первая. Статьи. Фельетоны. Заметки 1841-1861: СПб, 1995.

Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Санкт-Петербург : Деловая полиграфия, 2004.