В Петрозаводске вышла книга, посвященная повседневной жизни карельской крестьянки. Автор книги – Юлия Литвин – старший научный сотрудник сектора этнологии Института языка, литературы и истории (ИЯЛИ) КарНЦ РАН.
В своей книге она изучила роль женщины в различных жизненных сценариях. Это периоды детства и девичества, выбор партнера и новый статус после брака, а также переход в дом мужа и описание женского пространства в новом доме. Отдельно уделяется внимание положению социально уязвимым группам – солдаткам и вдовам, а также рассматривается статус и роль пожилой карелки. Публикуем фрагменты из книги и рассказываем, чем занимались карелки помимо дома и как ласково называли жен.
О работе крестьянок
Долгое время считалось, что труд крестьянки ограничивался только домом, а сама женщина рассматривалась исключительно как хранительница очага. Однако это не так.
«В российской деревне доля женщин, зарабатывающих себе на жизнь самостоятельно, составляла около 17,5%. Активно пополнять рынок рабочей силы карельские женщины начинают в последней четверти XIX века. В большинстве случаев они находили работу, не требующую высокой квалификации и специального образования. Внутри региона это были сельскохозяйственные и погрузочные работы, стационарная и разносная торговля, за его пределами – сфера услуг», – рассказала исследовательница.
Например, заметное место играл извоз. В Карелии пользовались популярностью переправы на лодках, женщины нанимались гребцами. Такая работа требовала выносливости и сил. Оплата труда начиналась от 1 копейки за километр пути. Нередко крестьянки нанимались на лесозаготовки, погрузку товаров на суда, участие в рыбных промыслах. Также женщины занимались предпринимательством, ремеслами, работали в школах и больницах, были знахарками и плакальщицами.
О религии
В конце XIX века росло число приходов, развивалось храмостроительство. Однако наличие в регионе очагов старообрядчества осложняло деятельность православной церкви. Среди карельского населения получили распространение филипповские и даниловские толки. Представители этих течений не признавали официальную церковную иерархию. Для исполнения духовных служб старообрядцами из числа мирян избирались наставники, значительную долю которых составляли женщины.
Об отношении
«У карела нет высокомерного взгляда на женщину и грубости в обращении с ней, как у русского простолюдина», – писали путешественники. Исследователи также отмечали, что положение карельской женщины по отношению к мужу гораздо лучше, чем русской. А в «Люддиковских текстах» приводятся примеры ласковых обращений мужа к жене. Например, ты золотая, ты серебряная, ты птичка, дорогая, красивоглазая, красивокосая моя, моя любимая, моя милая, веселоглазая.
О воспитании крестьянок
Девочки часто отправлялись с отцами и дедушками на рыбалку или даже охоту, рубили дрова, помогали косить траву.
О предпринимательстве
Крестьянки из карельских деревень содержали в основном мелочные лавки. В них продавали хлеб, муку, чай, кофе или сахар. Лавки чаще всего располагались в собственных домах. Годовой оборот мелочных лавок варьировал от 200 до 1,2 тыс. руб.
В Кемском уезде Архангельской Карелии входили пять волостей. Более половины всех торговых заведений принадлежали женщинам.
Помимо лавок с универсальным ассортиментом товаров, карелки открывали специализированные магазины. Например, в Сямозерской волости появились две точки, торгующие галантерейными и мануфактурными товарами.
Литература
Литвин Ю. Женщина в карельской деревне: изменение статусов и ролей (вторая половина 19 – начало 20 вв.). – Петрозаводск, 2023.