Карельская свадьба включала в себя комплекс обрядов. Справляли ее либо осенью, от Дня Покрова до Рождественского поста, либо зимой, до начала Масленицы.
Предсвадебный период
Знакомились будущие жених и невеста на бесёдах. Начинали посещать бесёды с 15–16 лет. Девушки приходили туда со своим рукоделием: к будущей свадьбе надо было успеть приготовить приданое. Не обходилось и без магии: если девушка не пользовались успехом, то говорили, что надо поднимать лемби.
При этом красота была не главное. «На красивом лице блинов не испечешь», – говорили карелы. Главное, чтобы девушка умела вести хозяйство и была здорова, чтобы смогла родить потомство.
Договариваться о будущей свадьбе ходили обычно жених и сваты, иногда в сватовстве участвовал и отец жениха. Сватов принимали, сажали за стол, угощали. Девушка выходила в комнату и вставала у икон. Если задует свечу, то сватам можно было уходить, если свечу не трогала, значит, обо всем договорились.
Были и другие предметы, с помощью которых давали ответ: поварешка – знак согласия на свадьбу, мутовка – знак отказа.
Патьвашка/колдун
Особую роль в карельской свадьбе играл сват-колдун. Он выполнял все досвадебные и свадебными действиями. Во время рукобития, когда сваты договаривались с отцом девушки, звенел монетками. Перед тем, как будущий жених отправлялся в дом к невесте, обводил вокруг жениха топором круг по земле.
Главным атрибутом патьвашки был посох – палка с наростами из ольхи. Считалось, что в посохе заключается вся сила колдуна. Если колдун терял посох, то терял и свою магическую силу. Во время ритуала колдун мог использовать и особые кнуты. С помощью кнута колдун оберегал или «очищал» дорогу, по которой должны были проехать молодые.
Свадьба
Вхождение в новую семью сопровождалось строгими обрядами. «Девичья баня», прощание с родным домом, расплетание косы, надевание головного убора. Каждый обряд сопровождался причитаниями. Считалось, что чем больше девушка плачет, тем счастливее будет ее жизнь в браке.
Особое место отводилось обряду valdoi lassetah – прощание с волей на шубе. Летом это проводилось во дворе, зимой – в избе. Невеста становилась коленями на шубу, крестилась, кланялась до земли и вновь вставала. Брат брал шубу и расстилал ее в новом месте. Прощание с родным домом завершало обряд расставания с волей.
Свадьба длилась 1–2 дня. Основная часть обрядов проходила в доме невесты. В доме же жениха молодых встречала мать молодого человека. Она бросала на молодых ячмень, поила молоком и провожала в дом.
При этом молодых сначала поднимали на печь, и только потом сажали в большой угол за свадебный стол.
Литература
Иванова Л.И. Досвадебная обрядность и свадебный ритуал карелов, – Петрозаводск: Периодика, 2018.
Сурхаско Ю.Ю. Карельская свадебная обрядность, – Ленинград: Наука, 1977.
Народы Карелии: историко-этнографические очерки. – Петрозаводск: Периодика, 2019.