Главная Традиции Пасха на Русском Севере

Пасха на Русском Севере

5 мая православные верующие отмечают Пасху или Светлое Христово Воскресение. Праздник считается одной из важнейших дат в православном календаре. Рассказываем, как отмечали этот праздник на Русском Севере.

Веточки вербы и соль за икону

В карельских деревнях за неделю до Пасхи, в Вербное воскресенье, которое карелы называли virboi, приносили домой ветки вербы и клали под образа. С вербой ходили на могилы, оставляя там одну ветку, которую втыкали в могилу. Ветку вербы относили также в часовню.

В Великий четверг клали в тряпицу соль и прятали за иконы для худого случая. Заболевшим давали пить, так же и скоту. В этот день сбивали масло. Верили, что тогда в этот год масла будет больше. Считалось, что если в Великий четверг холодно, то будет еще 40 холодов.

Пасха считалась семейным праздником. Если гулянья устраивали, то только на второй и третий пасхальные дни.

«Большое мытье» и краска из мха

В Зонежье накануне Пасхи проводили генеральную уборку – «большое мытье». Заготавливали ветки, украшали их «тряпочками», освящали в церкви и ставили за иконами. В день первого выпуска скота на пастбище этими вербами выгоняли скот.

В великий Четверг перебирали одежду, «чтобы всегда были новые вещи», считали деньги, «чтобы деньги водились». Начинали готовиться к Пасхе. Яйца красили луковой шелухой, серым мхом, который рос на камнях, листом березового веника (получался темно-зеленый цвет). В субботу стряпали рыбники, калитки, творожники, куличи, варили кисель. Перед Пасхой исповедовались и причащались. В некоторых источниках описывается традиция в Олонецкой губернии жечь костры из смоляных бочек, иногда рядом с церковью.  После службы садились трапезничать.

100 яиц для зятя

Пасха у вепсов считалась одним из главных праздником в году. Важное место на празднике занимали церковные ритуалы: торжественное богослужение, крестные ходы и молебен.

Символом праздника служили крашеные яйца. Считалось, что они оберегут от беды, поэтому яйца хранили за иконой в течение года. Южные вепсы верили, что пасхальное яйцо способно отвести пожар. Яйца также использовали в обрядах первого выгона скота и сева. У северных вепсов существовал семейный обычай: теща должна была накопить к Пасхе 100 яиц и преподнести их на праздник молодому зятю.

У северных вепсов существовала игра munad kateida – «яйца катать». Играли в нее только мужчины. Участники игры ставили в наклонное положение перевернутое корыто и скатывали по нему яйца. Главное было сбить катившимся яйцом яйцо противника. Устраивали и бои, на котороых мужчины соревновались в битье яиц.

С Пасхи ставили качели. Их устраивали иногда на улице, но чаще в закрытом помещении – в сарае, гумне. Качели были подвесными и вмещали до 5–6 человек.

После пасхальное воскресенья приходили на кладбище и поминали умерших обычной едой: яйцами, выпеченными изделиями, рыбой. Южные вепсы лили на могилы немного пива. У северных вепсов при поминовении обязательно приглашали предков в гости: обмахивали могилу новым платочком, а затем махали им в сторону дома.

«Христос воскресе»

В поморских селах к Пасхе также готовились заранее: в домах мыли стены и потолки, перемывали всю домашнюю утварь. В чистый Четверг мыли окна и полы; в субботу затапливали баню, где мылась вся семья. Традиционными праздничными блюдами, приготовляемыми на Пасху, были яйца, окрашенные луковой шелухой или ивовой корой, творожная пасха и куличи. В некоторых деревнях пекли блины, иногда начинали блины кашей. С домочадцами и соседями было принято стукаться яйцами со словами «Христос воскресе — Воистину воскресе». Разбившееся яйцо забирал «победитель» — тот, у кого яйцо осталось целым.

Винокурова И.Ю. Календарные обычаи, обряды и праздники вепсов. — СПб., Наука, 1994.

Бернштам Г. А. Русская народная культура Поморья в ХIХ – начале ХХ века  Ленинград, Наука, 1983.