Карелы были обращены в христианство в XII–XIII вв., однако долгое время в карельских деревнях сохранялась вера в магические обряды и людей, которые обладали магическими способностями.
Называли таких людей – tiedoiniekku – «знающий», от карел. tietäjä – знать. В карельских деревнях знающих делили на hyvät tiedoiniekat и pahat tiedoiniekat – хороших, делающих добро и злых, наносящих вред.
У вепсов сведущих людей называли tedaimez, а колдунов – noid. Первые относились к односельчанам доброжелательно, а noid мог принести вред своим колдовством. И у карелов, и у вепсов «знающими» были сначала только мужчины, однако постепенно знахарство стало исключительно женским занятием.
«Знающих» людей узнавали по особым атрибутам: палка, сделанная из рябины и ольхи, на которой было много шишек, пояс с мешочком, где хранились знахарские принадлежности.
В качестве «помощников» знахари использовали части тела животных, растения, камни, огонь и воду. Для этих целей готовили специальные амулеты. Набор амулетов, которым приписывают особые свойства, были у кажого tiedoiniekku. В качестве амулетов использовали топор, нож, иглы, когти и зубы медведя, куски меха и др.
Считалось, что «знающие» не берут плату за лечение. Однако существовал негласный закон, по которому надо принести что-то в дар, иначе чары не будут иметь силы.
Повенецкие корелы // Олонецкие губернские ведомости. – 1863. – № 14.
Пашкова Т.В. Наименования, классификация и социальный портрет знахаря в карельской среде // Финно-угорский мир. – 2016. – № 1.
Строгальщикова З.И. Вепсы. Очерки истории и культуры, – СПб, 2014.
Лесков Н. Поездка в Корелу / Н. Лесков // Живая старина. – 1895. – Вып. 3-4. – С. 279-297.