Умыться, накраситься, надушиться… Эти нехитрые секреты красоты использовались женщинами из поколения в поколение. О том, как ухаживали за собой карельские женщины – в нашем проекте «Женские вещи».
Чем мылись: соль, береза и гриб
В карельских банях первыми шли мыться девушки, затем женщины с детьми, а после них мужчины.
Для мытья волос использовали водный отвар березовой золы. Рецепт приготовления такого шампуня был не простой: собирали золу, оставшуюся поле горения березовых поленьев, заливали ее водой и ставили чугун с жидкостью на целый день в печь. После этого отвар остужали и процеживали. Полученную жидкость разводили водой и мыли ею волосы.
Для мытья волос также использовали отвар, приготовленный из гриба-трутовика, который рос на стволе березы. Для приготовления «шампуня» грибы закладывали в чугунок, заливали водой и целый день томили в печи. Гриб-трутовик использовали и в качестве мочалки. Чуть позже стали использовать мочалки из рогожки. Девушки умывались березовой водой, которая оставалась от запаривания вениками.
Во время свадьбы топили три бани: для невесты, жениха и новобрачных. В бане к невесте приглашали старшую женщину в семье или ее крестную, которая проводила специальные обряды. Например, они изготавливала специальную заговоренную соль. Этой солью натирали невесту, затем собирала эту соль с тела девушки и убирала в специальный мешочек. Позже с этой солью пекли хлеб и пироги для мужа.
Чтобы кожа была мягкой, ее увлажняли сметаной. Кожа отбеливали березовым соком, а в качестве румян девушки употребляли едкую траву, которой натирали щеки. В одном источнике упоминается, что олонецкие карелки чернили зубы, но подтверждения в других источников об этом ритуале красоты нет.
Мыло для лемби и не только
Мылом не пользовались, только иногда покупали его для девушек. Ценность мыльного бруска сохранялась до середины 20 века. Карелы называли душистый брусок «duuhumuilu» – мыло-духи или душистое мыло.
Часто мыло использовали не только для мытья, но и для поднятия лемби. После бани кусочек мыла, коровье масло, полотенце, старинную серебряную монету, соль и ленту от косы закапывали в ржаном поле. Через определенное время предметы доставали и хранили в сундуке. Когда девушка собиралась на праздник или гуляния, она умывалась этим мылом, а волосы смазывала маслом. считалось, что это увеличит ее шансы найти жениха.
«Хороший нос и лицо красит, и запахи чует», – говорили карелы. О духах карелки не знали, но делали «свои» – из росы, назывались «viandoit». В особую чашку собирали росу и приносили домой, переливали в пузырек и хранили в углу за образами.
Литература
Лесков Н. Поездка в Корелу // Живая старина. – 1895.
Великий банный путь : феномен карельской бани. – Петрозаводск, 2023.
Тароева Р. Ф. Материальная культура карел. – М., 1965.