Зимняя одежда: пēццк, тōҏҏк, мāлець и совехь
Пēццк
Национальным саамским костюмом считается пēццк, в русском произношении «печок». Пēццк — это глухая одежда, сшитая из оленьих шкур годовалого теленка. Цвет был обычно темно-коричневым. Шился мехом наружу, у женщин длиной до щиколотки, немного расширяющийся к подолу, оканчивающимися узким шерстяным обшлагом.
Женский пēццк у ворота, на груди, по обшлагам и подолу украшали оберегами. Украшения состояли из кистей, сделанных из узких полосок цветного сукна, бисера, пуговиц.
Особенностью печка было отсутствие каких-либо других разрезов, кроме ворота, служившего для просовывания головы; надевался печок так же, как рубаха, т. е. через голову.
Печок саамы надевали обычно на рубаху прямого покроя из белого (у женщин) сукна, называемого юпой»
Тōҏҏк
Одним из старинных видов зимней саамской женской одежды, давно вышедшей из употребления и не сохранившейся до наших дней, являлась тōҏҏк (торка — шуба). В некоторых описаниях говорится о том, что саамы покупали торку в Коле у русских. Вероятно, позднее саамские женщины стали шить эту одежду сами. В холодное время ее надевали под печок.
«В некоторых описаниях говорится о том, что саамы покупали торрку в Коле у русских. Вероятно, позднее саамские женщины стали шить эту одежду сами». Т. В. Лукьянченко отмечает, что происхождение этого вида одежды остается невыясненным.
«Торку делали очень нарядной, опушали заячьим, а иногда и песцовым мехом и использовали как верхнюю праздничную одежду»
Т. В. Лукьянченко
Мāлець
К заимствованной зимней одежде относится мāлець (малица) — верхняя
одежда из оленьего меха с капюшоном.
Cаамское слово мāлець ʻмалица, коми-ижемская заимствованная одежда вместо печкаʼ обозначает верхнюю зимнюю одежду глухого покроя, сшитую шерстью внутрь, расширяющуюся к подолу, длиной
почти до щиколотки. По вороту этой одежды пришивается двойной пыжиковый капюшон. Рукава заканчиваются пришитыми к ним меховыми рукавицами. Малицу подпоясывают кожаным поясом, оставляя на талии напуск — пазуху, служащую для хранения разных мелких предметов. Повседневная малица украшений не имеет. Праздничная малица украшается меховой опушкой по подолу, над которой пришивают одну или две узких (в два или три сантиметра шириной) полоски красного и синего сукна.
Литература
Хомич Л. В. Саамы. – СПб, 1999
Бакула В. Б. Названия саамской одежды. – 2014
Волков Н. Н. Российские саамы. – СПб 1996
Лукьянченко Т. В. Материальная культура саамов (лопарей) Кольского полуострова в конце XIX—XX в. – М., 1971.
Харузин Н. Н. Русские лопари: Очерки прошлаго и современнаго быта. – М., 1890.
Большакова Н. М. Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем. – Мурманск 2005